Goethe Гёте

Johann Wolfgang von Goethe
Гете подпись
Иоганн Вольфганг фон Гёте
(1749—1832)

Олдос Хаксли

Джозеф Конрад

Томас Стернз Элиот

Джон
Фаулз

Уильям Голдинг

Уильям Сомерсет Моэм

Джордж Оруэлл

Айрис Мердок

Энтони Бёрджесс

Арчибальд Джозеф Кронин

Джон Толкиен

Джером Дейвид Сэлинджер

Немецкий поэт, прозаик, драматург, придворный и естествоиспытатель, одна из величайших фигур в западной литературе. Первым литературным успехом Гёте стал роман “Страдания молодого Вертера” (1774), а самое известное его произведение — “Фауст”, поэтическая драма в двух частях. Подобно знаменитому герою этой поэмы, Гете интересовался алхимией. Он также сделал важные открытия, относящиеся к миру животных и растений, а также разработал неньютоновской и необычную теорию о характере света и цвета, которая оказала влияние на таких художников-абстракционистов, как Кандинский и Мондриан *.

Иоганн Вольфганг фон Гёте родился во Франкфурте-на-Майне и стал первым ребенком в семье юриста Иоганна Каспара Гёте и Катерины Элизабет Текстор, дочери городского головы. Франкфурта. У Гёте было счастливое детство, мать поощряла его литературные стремления и во многом на него повлияла. После неприятностей в школе он получил исключительно широкое образование дома. В возрасте 16 лет Гёте начал изучать право в Лейпцигском университете (1765-68), а также учился рисунку у Адама Эзера (Oeser)*. Несчастная любовь вдохновила Гёте к написанию первой пьесы “Капризы влюбленного” (Die Laune des Verliebten, 1767). После периода болезни Гёте возобновил свое обучение в Страсбурге (1770-71). Некоторые биографы полагают, что Гете заболел сифилисом — по крайней мере, он надолго оставил отношения с женщинами. Гете занимался юридической практикой во Франкфурте (1771-72) и Вецларе (1772). Он сотрудничал с газетой Frankfurter Gelehrte Anzeigen (1772-73), а в 1774 он опубликовал свой первый роман, саморазоблачительный “Страдания юного Вертера” (Die Leiden Des Jungen Werthers), в котором он создал прообраз романтического героя. В романе, созданном в виде череды писем, изображен безнадежный роман юноши Вертера с прекрасной Шарлоттой. В конце концов меланхоличный Вертер совершает самоубийство после короткого мига счастья с Шарлоттой, когда она позволяет ему поцеловать ее. Прообразом послужила Шарлотта Буфф, невеста друга Гёте, которого он встретил в Вецларе в 1772 году.

В юности Гёте был до того горяч, что иногда он опасался за свой рассудок. Он был признан лидером “Бури и натиска”*, который воспевал прометеевскую энергию и мятежность духа, в отличие от спокойного рационализма — идеала эпохи Просвещения. Поэма Гёте “Прометей”, с ее идеей о том, что человек должен верить не в богов, но в самого себя, может рассматриваться в качестве девиза этого движения. После поездки на отдых в Швейцарию Гёте решительно порвал с прошлым. В 1775 году он был принят герцогом Карлом Августом при небольшом дворе города Веймара, где он работал в нескольких правительственных службах. Иногда он читал вслух свои тексты избранным слушателям группе людей - среди них были герцог и две княжны. К его разочарованию дрессировщику собак также разрешили выступать в придворном театре.

Дом Гете в Веймаре

В Веймаре у Гёте не было достаточно времени, чтобы издавать свои сочинения. Он был членом государственного Совета и членом военного комитета, директором дорог и транспорта, а также управлял финансовыми делами двора. Кроме того, Гете занимался обширными научными исследованиями. Он обнаружил межчелюстные кости человека (1784), а также сформулировал вертебральную теорию черепа. Его идея простейших растительных организмов (Urpflanze), архетипических форм, которые повторяют все растения, имеет сходство с теорией Платона о вечной и неизменной форме. В целом метафизика Гёте и общий взгляд на природу обнаруживают влияние Спинозы.

В этот период его большой любовью стала Шарлотта фон Штейн (которая была старше его и замужем), но отношения остались платоническими. В конце концов Гёте освободился от ежедневных правительственных обязанностей, чтобы сосредоточиться на литературе, хотя он по-прежнему вел общее руководство науками и искусством и был деректором придворного театра. Когда эмоциональная зависимость Гёте от Шарлотты завершилась, он счастливо жил без брака с Кристианой Вульпиус с 1789 года. Несмотря на давление общественности, они не были женаты до 1806 года.

Дом Гете в Веймаре
Фото с сайта scrapbookpages.com

В 1786-88 гг. Гете путешествовал по Италии. “В Риме я нашел себя в первый раз”, — писал он. Он рисовал статуи и руины, собирал старинные и ботанические образцы, и был впечатлен мощью древнего греческого храма - искусство эпохи Возрождения его не интересовало. Путешествие завершило безбрачие Гёте и вдохновило его на пьесу “Ифигения Таврическая” (Iphigenie Auf Tauris) и на “Римские элегии” (Romishe Elegien), чувственные стихи, отчасти связанные с Кристианой. Памятники древности, виденные им в Италии, значительно повлияли на его растущую приверженность к классическому взгляду на искусство. “Три вещи должны быть рассмотрены в здании:”, — позже писал Гете в романе «Избирательное сродство» (химический термин, в перен. значении — родство душ) (Die Wahlverwandtschaften, 1808)", — “что оно стоит в правильном месте, что оно прочно основано, и что оно успешно построено”.

В 1790-е годы Гете сотрудничал с журналом Фридриха Шиллера “Die Horen”, опубликовав “Годы учения Вильгельма Мейстера”(Wilhelm Meisters Lehrjahre) в 1795-96, и продолжил писать об идеалах искусства и литературы в своем журнале “Propylaen”. История Вильгельма Мейстера занимала автора на протяжении многих лет. Вильгельм, разочаровавшись в любви, начинает деятельно искать другие ценности, и становится актером и драматургом. Если жизнь Вертера завершилась в отчаянии, то натура Мейстера более оптимистична. В конце он говорит: “... Я знаю, что достиг счастья, которое я не заслужил, и которое я не променял бы ни на что другое”. Вим Вендерс и Петер Хандке сняли в 1974 году фильм “Неверное движение”, осовремененив книгу, в котором путешествие Мейстера выдержано в настроении печали и одиночества. “Если бы только политика и поэзия могли быть объединены”, — говорит он своему другу Лаэрту, который отвечает: “Это будет конец желаний и конец света”.

Гёте и Шиллер
с сайта scrapbookpages.com

Во время французской революции Гете писал своей семье, иногда в разгар канонады, о неудобствах, жалуясь, что он был вынужден покинуть дорогие ему дом и сад после нападения французских войск на Пруссию. Кроме того, он видел убийства и разграбленные деревни. Хотя Гете поддерживал свободы и прогресс, он желал сохранить буржуазность и свой артистически-индивидуалистический образ жизни. Тем не менее, большинство немецкой интеллигенции встретило цели революции с энтузиазмом, в том числе Кант, Шиллер и Фридрих Шлегель.

Юнг* назвал “Фауст” алхимической драмой от начала и до конца. Гёте работал над этим шедевром большую часть жизни. Он начал сочинять Фауст в возрасте 23 лет и закончил вторую часть в 1832 году, незадолго до смерти. Прообразом героя в легенде о Фаусте был Грегориус Фаустус (или Грегориус Сабелликус, Фауст младший, 1480-1510), искатель тайных знаний. Его подлинная личность неизвестна, но называл себя астрологом, магом и алхимиком. Эта легенда привлекла Кристофера Марлоу, который изобразил в своей пьесе психологическое исследование битвы между добром и злом. Драма Марло заканчивается проклятием главного героя. В истории Гёте появился новый персонаж для дьявола — Мефистофель, джентльменом с придворными манерами. Жажда знаний Фаустом безгранична, и он заключает договор с Мефистофелем: он умрет в мгновение, когда объявит себя удовлетворенным, если воскликнет: "Остановись, прекрасное мгновенье". Если Вертер считает, что его страсть к красоте исполнится в загробной жизни, Фауст жаждет насладиться ее ярчайшими моментами здесь и сейчас.

В первой части, опубликованной в 1808 году, Фауст соблазняет и бросает Маргариту (по-немецки, уменьшительно, Гретхен), невинную девушку, которую приговаривают к смертной казни за убийство своего незаконнорожденного от Фауста ребенка. Когда она спрашивает Фауста “Ты в Бога веришь ли?”, он отвечает: “Не высится ль над нами свод небесный?/Не твердая ль под нами здесь земля?/Не всходят ли, приветливо мерцая,/Над нами звезды вечные? А мы/Не смотрим ли друг другу в очи,/И не теснится ль это все /Тебе и в ум и в сердце/И не царит ли, в вечной тайне,/И зримо и незримо вкруг тебя?” (пер.Н.Холодковского)

В философской части второй Фауст женится на Елене Троянской и начинает создавать идеальное сообщество. Гарольд Блум писал в “Западном Каньоне” (1994), что чудовищно сложная поэма — “возмутительное удовольствие для искушенного читателя, но также и ловушка, мефистофелевская бездна, дна которой вы никогда не достигнете”. Не зная, что его планы провалились, ослепленный Фауст, наконец, удовлетворен. Тем не менее, Мефистофель утрачивает свою победу, когда ангелы принимают Фауста на небо.

Интерпретации “Фауста”: утраченная пьеса Готхольда Лессинга (1729-1781) «Фауст, Дон Жуан" (возможно, самая популярная благодаря опере Лоренцо Понте и Моцарта); роман Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея”, пьеса Дороти Ли Сейерс “Заплатить дьяволу” (1939), роман Томаса Манна “Доктор Фауст” (1947).

С 1791 по 1817 Гете был директором придворных театров. Он был советником герцога Карла Августа по горному делу и сотрудничал с Йенским университетом, который на некоторое время привлекал самых выдающихся фигур немецкой философии, в том числе Гегеля и Фихте. В 1812 году Гете встретил в городе Теплиц Бетховена. Бетховен восхищался Гете с юных лет, хотя и считал отношение Гёте к знати слишком подобострастным. Композитор написал несколько музыкальных произведений на основе текстов Гёте, в том числе “Эгмонт” (1797-1828). Романс-шедевр Франца Шуберта, “Гретхен за прялкой” написан на текст из “Фауста”, но Гете не слишком ценил Шуберта.

Гёте не оставлял творчества и в последние годы жизни. Он редактировал “Искусство и древность” (Kunst und Altertum, 1816-32) и “К естествознанию” (Zur Naturwissenschaft, 1817-24), написал автобиографию “Поэзия и Правда» (Wahrheit und Dichtung, 1811-1833) и завершил роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821-9). Интересуясь изобразительным искусством на протяжении всей жизни, Гёте много писал о теории цвета, считая эти труды одним из главных своих достижений. В работе “К учению о цвете” (Zur Farbenlehre, 1810) Гете отказывался от математического подхода к изучению цвета и утверждал, что свет, тень и цвет связанны с эмоциональным переживанием - "каждый цвет производит определенное впечатление на разум и, таким образом воздействует сразу и на глаза, и на чувства".

В возрасте 74 лет Гёте влюбился в 19-летнюю Ульрику фон Леветцов. В надежде он последовал за ней из Мариенбада в Карлсбад, и затем вернулся в Веймар разочарованным. Там он написал элегию “Мариенбад”, самое личное из его стихотворений последних лет. Гёте умер в Веймаре 22 марта 1832 года. Он и Шиллер, скончавшийся больше чем на четверть века раньше, похоронены вместе в мавзолее на герцогском кладбище. В городе стоят дома Гёте и Шиллера, а две статуи этих литературных гигантов находятся близ Национального театра.

* МОНДРИАН, ПИТ (наст. имя Питер Корнелис) (Mondrian, Mondriaan Piet) (1872-1944), голландский художник. Его первые работы были написаны в реалистическом стиле. В 1911 он познакомился с кубистами, и их творчество начало оказывать значительное влияние на формирование молодого художника. В 1912-1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал "Де Стиль" и группу с таким же названием. Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом. В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра. В 1940 Мондриан переехал в Нью-Йорк; двумя годами позже состоялась его первая персональная выставка. Умер в Нью-Йорке 1 февраля 1944. Ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку "Де Стиль", так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.

*Э3ЕР, Адам Фридрих (Oeser, Adam Friedrich) — немецкий художник, гравер и скульптор. Родился в 1717 г. в Пресбурге, умер в 1799 г. в Лейпциге. С 1730 г. обучался в венской Академии, с 1740 г. работал в Дрездене. С 1764 г. директор Академии в Лейпциге. Одновременно придворный живописец и профессор Академии в Дрездене.

*"Буря и натиск" ("Sturm und Drang"), литературное движение в Германии 70-х гг. 18 в., получившее название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Творчество писателей "Б. и н." отразило рост антифеодальных настроений, проникнуто духом мятежного бунтарства (И. В. Гёте, Клингер, И. А. Лейзевиц, Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер, Г. А. Бюргер, К. Ф. Д. Шубарт, И. Г. Фосс). Решающее значение в становлении эстетики "Б. и н." имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала.
*ЮНГ, КАРЛ ГУСТАВ (Jung, Carl Gustav) (1875–1961), швейцарский психолог, основатель аналитической психологии.
Авторы оригинального текста Petri Liukkonen (author) & Ari Pesonen

вернуться на главную страницу






Сайт создан в системе uCoz