Томас Стернз Элиот  (1885-1965)

На главную

Олдос Хаксли

Джозеф Конрад

Томас Стернз Элиот

Джон Фаулз

Уильям Голдинг

Уильям Сомерсет Моэм

Джордж Оруэлл

Айрис Мердок

Энтони Бёрджесс

Арчибальд Джозеф Кронин

Джон Толкиен

Джером Дейвид Сэлинджер

Уинстон Черчилль

Англо-американский поэт, драматург и критик, лидер модернистского движения в литературе.
В 1948 году Элиот получил Нобелевскую премию по литературе.
Его самой знаменитой работой считается поэма "Бесплодная земля"(THE WASTE LAND), написанная им в возрасте 34 лет.

Томас Стернз Элиот родился в городке Сент-Луис, штата Миссури, и был седьмым ребенком в знатной семье, имевшей английское происхождение. В числе его предков был Вильям Гринлив Элиот - основатель Университета Вашингтон с Сент-Луисе, а по материнской линии - Исаак Стернз - один из первых поселенцев колонии Массачусетс Бэй. Отец Элиота был преуспевающим промышленником, а мать занималась литературой, написала в частности биографию В.Г. Элиота.
Элиот учился в Академии Смит в Сент-Луисе, а также в Академии Мильтон в Массачусетсе. Окончив Гарвардский университет, он отправляется во Францию, посещает лекции в Сорбонне. После возвращения в Гарвард, он защищает диссертацию о Фрэнсисе Герберге Брэдли, английском философе, занимается изучением санскрита и буддизма.
В 1914 году Элиот переезжает в Англию и увлекается поэзией вместе с Э. Паундом, который и уговорил Элиота напечататься - в 1915 году в чикагском журнале "Поэзия" выходит "Песнь любви Альфреда Пруфрока". Денис Доногью в биографии "Только слова" (2000) пишет, что ранние стихи Элиота не начинаются с определенной темы, но начинаются с какого-нибудь фрагмента, рифмы, мотива. Пруфрок не является человеком, это только лишь голос, имеющий имя.

Паунд познакомил Элиота с Гарриет Вивер, и вскоре, в 1917 г. была издана первая книга стихов Элиота, она называлась "Пруфрок и другие наблюдения". Элиот в течение года преподавал в школе Хайгейт в Лондоне, потом работал клерком в банке Ллойдс. По состоянию здоровья, он не смог пойти служить на флот в 1918 году.
В 1919 появляется вторая книга Элиота, ARA VOS PREC (в Америке издана под названием "Стихи"), эта книга была напечатана в домашнем издательстве Вирджинии и Леонарда Вулф, "Хогарт Пресс".

В одном из ранних эссе, "Традиция и талант человека" (1919), Элиот высказал мысль, что поэзия должна быть внеличностна и свободна от романтических тенденций. Элиот видит, что через деперсонализацию искусство может приблизиться к науке. Сборник очерков, озаглавленный "Священный лес" и опубликованный позже очерк "Польза поэзии и польза критики" (1933) утвердили за Элиотом репутацию критика и человека, обладающего необыкновенным влиянием на современный литературный мир.
В 1922 году Элиот основал ежеквартальный обзор "Критерион", который выходил вплоть до начала Второй Мировой Войны. В 1925 году Элиот стал сотрудничать с издательством Фабер и Гвайер (позже Фабер и Фабер), и в конце концов стал одним из его директоров. Между 1917 и 1919 он был помощником редактора журнала "Эгоист".
За 60 летний период с 1905 по 1965 Элиот опубликовал более 600 статей и эссе. Главным принципом, которым он руководствовался при написании литературно-критических эссе, был "принцип выявления сути того или иного произведения искусства и исправление вкусов". Он стремился к тому чтобы возродить интерес к так называемой "метафизической школе поэтов" 17 столетия, к именам Донна, Крэшо или Каули. В эссе "Религия и литература" (1935) Элиот утверждал, что "литературная критика должна дополняться критикой с точки зрения этики и теологии".

В 1915 году Элиот женился на балерине Вивьен Хай-Вуд, но брак оказался неудачным. Она была слишком темпераментной и неугомонной, врачи поставили ей диагноз "истерия" и с 1930 до самой смерти она жила в доме для умалишенных. Позже Элиот женился на своей секретарше, Валери Флетчер, у которой в свою очередь был роман с Бертраном Расселом. Вирджиния Вулф как-то сказала, что "он был одним из тех поэтов, которые живут, расцарапываясь, его жена была его чесоткой".

Появление поэмы "Бесплодная земля" (1922), поэтического исследования души цивилизации, принесло Элиоту мировую славу. Согласно свидетельству Эзры Паунда, Элиот сократил "Бесплодную землю" почти вдвое. Первоначальная версия с комментариями Паунда была опубликована в 1971. В поэме отразилось состояние замешательства общества после Первой Мировой Войны, когда казалось что меняется все и вся, и многие чувствовали что довоенные ценности и ориентиры навсегда потеряны.

Материалом к работе над поэмой служили Божественная комедия Данте, история Грааля, "Золотая чаша" Джорджа Фрэйзера, завершается поэма несколькими словами на санскрите. В некотором смысле поэма стала воплощением теории Элиота, теории "внеличностной поэзии":
"Разум поэта - вместилище бесчисленных чувств, фраз, образов, которые остаются там, пока не соединятся в единый сплав".

В 1927 году Элиот получил британское гражданство и принял крещение в англиканской церкви. Его паломничество к новому англиканству отразилось в стихах, в стихотворении "Святой" (1925) и видениях "Четырех квартетов " 1935-1942, созданные на основе личных впечатлений поэта во время бомбардировок Второй Мировой Войны.

Элиот также писал и пьесы. Драма в стихах "Смерть в соборе" (1935) была написана для представления в церкви, в ней речь идет о мученичестве Томаса Бекета.

Скачать произведения Элиота на английском языке







ЭЛИОТ Томас Стернз (1885-1965) , англо-американский поэт (в Великобритании с 1917). 1-ю мировую войну воспринял как банкротство цивилизации и крах всего либерально-гуманистического мироощущения, что сказалось в поэме "Бесплодная земля" (1922) с ее исключительной идейно-художественной сложностью (сплав трагедийности, лиризма, пародийной и мифологической образности). Трагическому ощущению бессмыслицы, опустошенности, эстетического вырождения в современной жизни (гротескные метафозы поэмы "Полые люди", 1925) противопоставлял поиск и обретение духовных начал в религии (модернизированное христианство), а также в культурных и художественных традициях доренессансной эпохи (книга эссе "Священный лес", 1921; поэтическая сюита "Пепельная среда", 1930; философское моралите, драма в стихах "Смерть в соборе", 1935). В поэтическом цикле "Четыре квартета" (1943), во многом лирическом и исповедальном (вопреки собственной декларации о "деперсонализации" поэтического акта), - автобиографический рассказ о тяжком пути к нравственной истине и тревоге за послевоенное будущее человека как носителя гуманности. Эссеистика в защиту художественной традиции и классики как вечного эталона. Нобелевская премия (1948).

БРЭДЛИ Фрэнсис Герберг (1846-1924) , английский философ, глава английского неогегельянства. Критиковал позитивизм и утилитаризм с позиций теистического "абсолютного идеализма". Главное сочинение "Явление и реальность".

ПАУНД Эзра Лумис (1885-1972) , американский поэт. Основоположник и главный теоретик американского модернизма. В 1924-45 жил в Италии, сотрудничал с Муссолини. Как военный преступник доставлен в США; будучи признан "невменяемым", определен в психиатрическую больницу; с 1958 жил в Италии. Насыщенная имитациями и стилизациями поэтов античности, европейского средневековья, древних Китая, Японии, а также реминисценциями, цитатами и фразами из политических, эстетических и философских деклараций, программ и учений поэзия (сборники "Маски", 1912, "Хью Селвин Моберли", 1920, "Песни", 1917-70) отражает бунт против "ростовщической" цивилизации (с ее идеалами "гуманизма и индивидуализма") и тягу к возрождению доренессансной духовной культуры. Цикл "Пизанские песни" (1948) - плач радикала-нигилиста, переживающего крах собственных идеалов.

ДОНН (Donne) Джон (1572-1631) , английский поэт. Жизнерадостная лирика в духе Возрождения; элегии, сатиры, эпиграммы. Религиозно-мистические поэмы "Путь души" (1601), "Анатомия мира" (1611) положили начало "метафизической школе".

КРЭШО (Crashaw) Ричард (1612-49) , английский поэт барокко. Выходец из семьи пуританского проповедника, священник англиканской церкви, впоследствии перешел в католичество, после 1645 жил во Франции и Италии. Сборники стихов "Ступени к храму", "Забавы муз" (оба 1646), "Песнь Господу нашему" (опубликована в 1652).

КАУЛИ (Cowley) Авраам (1618-67) , английский поэт барокко. В 1644-54 и 1659-60 жил во Франции. Сборники усложненно-метафорических стихов "Возлюбленная" (1647), "Избранные стихотворения" (1656), библейская поэма "Давидиада" (1656, не закончена).

ФРЕЙЗЕР (Фрэзер) (Frazer) Джеймс Джордж (1854-1941) , английский ученый, исследователь истории религии, которую ошибочно считал порождением индивидуальной психологии. Развивал сравнительный метод в этнографии.

БЕКЕТ (Becket) Томас (1118-70) , архиепископ Кентерберийский с 1162; канцлер Англии с 1155. Противник политики Генриха II, направленной на подчинение английской церкви светской власти. Убит по приказу короля.




Сайт создан в системе uCoz