John Fowles Джон Фаулз

John Robert Fowles
Фаулз подпись
Джон Роберт Фаулз
(1926—2005)

Олдос Хаксли

Джозеф Конрад

Томас Стернз Элиот

Джон
Фаулз

Уильям Голдинг

Уильям Сомерсет Моэм

Джордж Оруэлл

Айрис Мердок

Энтони Бёрджесс

Арчибальд Джозеф Кронин

Джон Толкиен

Джером Дейвид Сэлинджер

Английский романист и эссеист, мастер полифоничного повествования, намеренно двойственной концовки. Среди самых известных романов Фаулза — “Женщина французского лейтенанта” (1969), экранизированный в 1981 году, и “Волхв” (1965), который стал уже культовым. Герои Фаулза встречаются со своим прошлым, с иллюзиями и стереотипами, разрушив их, они обретают свободу и покой мысли.

Джон Фаулз родился в деревне Лей-он-Си на юго-востоке Англии (графство Эссекс), в семье Роберта Фаулза, преуспевающего торговца сигарами, и Гледис Ричардс Фаулз. “Ряды почтенных маленьких домов, в которых живут маленькие люди — все это оказывало на меня депрессивное воздействие” — напишет он позже. Фаулз учился в школах Алейн Корт и Бедфорд. Он вспоминал с сожалением, как в школе издевался над младшими школьниками. "Быть старше других — это давало зловещий опыт", — говорил Фаулз. — "Я избивал в среднем двух-трех мальчишек в день... Это было жестоко, но такова была система". Во время Второй Мировой войны его семью эвакуировали в небольшую девонширскую деревню возле Дартмура. В 1944 году он поступает в университет Эдинбурга. В 1945-1946 годах Фаулз служит на флоте. В Оксфорде, в Нью-колледже, он изучает французский и немецкий язык, а также историю литературы этих двух стран. Во время учебы в Оксфорде Фаулз испытал влияние французского экзистенциализма, самого модного на тот момент философского течения.

После получения в 1950 степени бакалавра гуманитарных наук, Фаулз работает преподавателем в университете г.Пуатье во Франции, а позже в гимназии для мальчиков в колледже Анаргириос на греческом острове Спетцай. Там же он встретил свою будущую жену Элизабет Уиттон, в 1956 году они поженились. В Англии Фаулз преподает в колледже Эшбридж (1953-54) и в колледже Сент-Годрик (1954-63). В это же время он работает над несколькими романами, в том числе над “Волхвом”, который он переписывал в течение 13 лет.

Дебютным романом Фаулза стал триллер “Коллекционер”, вышедший в свет в 1963 году. Джуд Кинберг и Джон Кон, сценаристы с телевидения, выкупили права на сценарий книги до ее публикации. Вильям Вайлер согласился снимать фильм. Он признавался: “Когда читал, я удивился, что не могу оторваться”

"Коллекционер" принес Фаулзу большой успех, с тех пор он посвящает себя сочинительству целиком. Фреди Клег, от чьего лица ведется повествование - молодой человек, потерявший родителей, коллекционер бабочек. Выиграв в национальной футбольной лотерее, он покупает заброшенный особняк в стиле тюдор, с подвалом как в настоящей крепости. Он похищает и заключает в него молодую женщину, Миранду Грэй, симпатичную студентку-художницу. Миранда ведет дневник, куда заносит все разговоры с преступником и планы побега, в то время как Клег надеется завоевать ее "уважение". Ей удается одержать не одну маленькую победу, но не свободу, в конце концов, она умирает от воспаления легких. У этого сюжета два источника возникновения. Во-первых, Фаулз видел оперу Бартока "Замок герцога Синяя Борода", в которой мужчина заточал в подвале замка женщин, а во-вторых, он читал реальную историю о том, как лондонский мальчишка несколько месяцев держал в бомбоубежище девочку.

Во втором романе ("Волхв") Фаулз использовал элементы пьесы Шекспира "Буря" (1623). Черновым названием романа было название "Godgame" - букв. "Игра Бога", в нем заметно влияние Карла Юнга и таких романов Генри Джеймса и Диккенса как "Поворот винта" и "Большие надежды".

"Женщина французского лейтенанта" Место действия романа - Лайм Регис в 60-е годы 19 века, в нем воссоздана романтика викторианской эпохи, мира Томаса Гарди. Палеонтолог-любитель Чарлз Смитсон, богатый человек и последователь эволюционной теории Дарвина, влюбляется в Сару Вудруф, темпераментную гувернантку, которую якобы бросил французский лейтенант.

Роман “Дэниел Мартин” (Daniel Martin, 1977) написан об английском сценаристе, ищущем самого себя в своем прошлом. Но произведение также насыщено высказываниями об эстетике, философии, истории культуры, о различиях между Британий и Соединенными Штатами, об археологии и мифах. Автор обозначил "Дэниела Мартина" как "очень длинный роман об английскости".

В романе об убийстве "Червь" (Maggot, 1985) Фаулз возвращается к многослойной структуре "Волхва". Пять человек путешествуют по Девону в 1736 году. После ночлега они продолжают свое путешествие и исчезают. Начинается расследование, найдены трое из группы, но их показания говорят о необъяснимом и тревожном видении связи с путешественниками из будущего. Хотя атеистическая позиция Фаулза очевидна, он оставляет место для религиозной интерпретации загадочных событий.

Фаулз с женой, 1970 В 1966 году Фаулз вместе с женой Элизабет переезжает в графство Дорсет. Сначала они живут в Унерхилл-Фарм, а затем селятся в доме, стоящем на скале, на берегу моря в южном городке Лайм-Регис. В 1978 году писателя назначают почетным хранителем Музея Лайм-Регис, и с 1979 по 1988 год он единственный почетный хранитель. Элизабет Фаулз умерла от рака в 1990 году. Фаулз, приобретая репутацию "придирчивого словесника", тихо жил в Лайм-Регис. Его книги вошли в курс литературы в коллеждах. Он умер в своем доме, прожив 79 лет. Вторая жена, Сара, пережила его.

Фаулз опубликовал несколько публицистических очерков и брошюр о г. Лайм-Регис, а также стихи, короткие рассказы и эссе. “Дерево (The Tree, 1992) содержит воспоминания о детстве и исследование вляиния природы на его жизнь. Философский базис большинства работ писателя различим в его раннем сборнике записей и афоризмов "Ариосто" (1964) с подзаголовком “Автопортрет в идеях”. Фаулз однажды сказал: “Не хочу и думать об отвратительных страницах плохой философии, которая была бы в моих романах, если бы я не написал его”.





ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат . exsistentia - существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

ПУАТЬЕ (Poitiers) , город во Франции, административный центр департамента Вьенна и главный город исторической области Пуату. 103 тыс. жителей (1982, с пригородами). Машиностроение, текстильная, химическая, кожевенная, пищевая промышленность. Университет. Баптистерий Сен-Жан (4 в.), романский собор Сен-Пьер (12-13 вв., достройки 13-15 вв.). Около Пуатье в 507 король франков Хлодвиг разбил вестготов, что обеспечило захват франками Юго-Зап. Галлии. 4.10.732 при Пуатье франкская тяжелая конница Карла Мартелла нанесла поражение арабам, заставив их отойти к Пиренеям. 19.9.1356 около Пуатье во время Столетней войны английские войска "Черного принца" (главным образом лучники) разгромили французское рыцарское войско Иоанна II Доброго, который попал в плен.

БАРТОК (Bartok) Бела (1881-1945) , венгерский композитор, пианист, музыкальный фольклорист. В произведениях Бартока сочетаются элементы народного мелоса с современными приемами письма. Опера "Замок герцога Синяя Борода" (1918), балеты "Деревянный принц" (1917), "Чудесный мандарин" (1926; все - даты постановки), инструментальные концерты, детский педагогический репертуар. Труды по методике музыкального воспитания.

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) , швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений ("Метаморфозы и символы либидо"). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).

ДЖЕЙМС (James) Генри (1843-1916) , американский писатель. Брат У. Джемса. Социально-психологические повести и романы ("Дейзи Миллер", 1878; "Женский портрет", 1881; "Послы", 1903) о трагедийных поисках любви и понимания на фоне сопоставления американских и европейских культурных традиций. Тема художника ("Письма Асперна", 1888; "Урок мастера", 1892). Психологизм на грани "потока сознания" и изощренная повествовательная техника поздних романов ("Крылья голубки", 1902; "Золотая чаша", 1904). Теоретик литературы (кн. "Мастерство романа", 1934). Пропагандировал творчество И. С. Тургенева.

Афоризмы Фаулза на русском (1) и английском (1, 2) языке:

“Я есть” означает “меня не было”, “меня могло не быть”, “меня может не быть”, “меня не будет.”

“Если мы задаём достаточно глубокие вопросы, наступает момент, когда ответы, если они могут быть даны, убивают.”

“Быть - значит соединяться, и чем выше уровень бытия, тем теснее соединение.”



“There comes a time in each life like a point of fulcrum. At that time you must accept yourself. It is not anymore what you will become. It is what you are and always will be..”.

“The supposed great misery of our century is the lack of time.”

“That is the great distinction between the sexes. Men see objects, women see the relationships between objects.”



Ссылки

Произведения Фаулза в библиотеке lib.ru


http://www.fowlesbooks.com



John Fowles filmography


Аудиозапись интервью с Джоном Фаулзом
12 сентября 1985 года

Некрологи в Times и New-York Times

пролистать вверх

The Selected Works:

  • THE COLLECTOR, 1963 - film 1965, dir. by William Wyler, starring Terence Stamp and Samatha Eggar
  • THE ARISTOS: A SELF-PORTRAIT AND IDEAS, 1964
  • THE MAGUS, 1965 (rev. ed. 1977)
  • screenplay: THE MAGUS, 1968 - film 1968, dir. by Guy Green, starring Michael Caine, Anthony Quinn, Candice Bergen, Anna Karina.
  • THE FRENCH LIEUTENANT'S WOMAN, 1969 - film 1981, dir. by Karel Reisz from a screenplay by Harold Pinter, starring Meryl Streep and Jeremy Irons.
  • POEMS, 1973
  • SHIPWRECK, 1974 (photographs by the Gibsons of Scilly)
  • THE EBONY TOWER, 1974 - television film 1984, dir. by Robert Knights, starring Laurence Olivier, Roger Rees, Greta Scacchi
  • translator: CINDERELLA by Charles Perrault, 1974
  • DANIEL MARTIN, 1977
  • translator: OURIKA by Claire de Durfort, 1977
  • ed.: STEEP HOLM, 1978
  • CONDITIONAL, 1979
  • ISLANDS, 1979 (photographs by Fay Godwin)
  • THE TREE, 1979 (photographs by Frank Horvat)
  • THE ENIGMA OF STONEHENGE, 1980 (photographs by Barry Brukoff)
  • DON JUAN, 1981 (adaptation of the play by Molière)
  • A BRIEF HISTORY OF LYME, 1981
  • ed.: MONUMENTA BRITANNICA by John Aubrey, 1981-82 (with Rodney Legg)
  • MANTISSA, 1982
  • A SHORT HISTORY OF LYME REGIS, 1982
  • LORENZACCIO, 1983 (adaptation of the play by Alfred de Musset)
  • ed.: THOMAS HARDY'S ENGLAND by Jo Draper, 1984
  • A MAGGOT, 1985 - Ilmestys
  • LAND, 1985 (photographs by Fay Godwin)
  • MARTINE, 1985 (adaptation of a play by Jean Jacques Bernard)
  • LYME REGIS CAMERA, 1991
  • TESSERA, 1993
  • WORMHOLES: ESSAYS AND OCCASIONAL WRITINGS, 1998 (with Jan Relf)
  • JOHN FOWLES AND NATURE, 1999 (ed. by James R. Aubrey)
  • CONVERSATIONS WITH JOHN FOWLES, 1999 (ed. by Dianne L. Vipond)
  • THE JOURNALS. VOLUME I, 2005
  • THE JOURNALS. VOLUME II, 2005

пролистать вверх

вернуться на главную страницу






Сайт создан в системе uCoz